Ветераны труда

Дата публикации 28/04/2007, 12:00
Просмотров: 3151

Ветераны труда

Ветераны труда. Ветераны труда

      Офисная дедовщина может стать одной из причин снижения, экономической эффективности бизнеса

ДЕДОВЩИНА ПО-УКРАИНСКИ

      Приход Марины в одну украинскую финансовую компанию на должность ведущего экономиста не понравился многим. Одна из давно работающих в компании, задержавшаяся в карьерном росте, начала подкалывать новенькую при всех, мол, занимает должность ведущего специалиста, а сама ничего не умеет. Марина старалась не обращать на это внимания, была улыбчива и со всеми приветлива. Тем не менее недоброжелатели остались. Они сплетничали, подкидывали проблематичных клиентов и просто игнорировали новенькую. "Мне не хотелось идти на работу, и я стала подумывать об уходе. Но это было достаточно проблематично, поскольку я не так много проработала в компании, к тому же успела вникнуть в процесс, да и многие коллеги мне нравились", — вспоминает Марина. В результате она была вынуждена уйти в отпуск на две недели — попросту заболела!
      Эта история весьма показательна. Ведь дело тут не столько в личной проблеме девушки, которая никак не могла вжиться в новый коллектив. Травля коллег непосредственно влияла на финансовые показатели компании. Они начали ухудшаться, потому что коллектив тратил время и силы на борьбу с новенькой. А она, в свою очередь, истощенная физически и морально, не могла качественно выполнять свои обязанности.

ЛОПОУХИХ У НАС НЕ ЛЮБЯТ

      Казалось бы, затюкивание на работе новичков — дело обычное. Многие считают, что это своего рода тест на стрессоустойчивость. Однако, если верить наблюдению медиков, данное явление не так уж безобидно. В начале 1990-х Брэди Уилсон, психолог-клиницист, писал: "Психологическое насилие над работниками привело к потере миллиардов долларов. Психологические травмы, полученные на работе в результате террора, — более разрушительный фактор для работника и работодателя, чем все вместе взятые другие стрессы, относящиеся к трудовой деятельности". Фактические убытки, которые выражаются в снижении производительности труда, издержках на медицинскую помощь и судебные процессы, не говоря уже о социально-психологических последствиях, еще предстоит подсчитать. Западные специалисты даже придумали специальный термин для обозначения офисной дедовщины. Психолог и ученый-медик, доктор Ханц Лейман впервые провел исследование такого поведения в Швеции и назвал его моббингом. Он охарактеризовал его как "психологический террор", который включает "систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного". Лейман определил 45 вариаций поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание и т.д. Кстати, доктор Харви Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, работающий в области социальной психологии организации, в своей книге "Жестокие начальники и их жертвы" ("Brutal Bosses and Their Prey") подсчитал, что 20 млн американцев сталкиваются с плохим обращением на работе каждый день, и впору говорить об эпидемии.
      Как оказалось, в украинских компаниях моббинг — явление не такое уж редкое. По словам Елены Гапич, директора компании Right People Management (г.Киев; организационный и кадровый консалтинг; с 2007 г.; 10 чел.), она несколько лет назад консультировала отечественную фирму, производящую интеллектуальный продукт. "Новые трудники там довольно часто воспринимались как второстепенные персонажи, которым сделали одолжение, приняв на работу, — рассказала г-жа Гапич. — И вот пришла женщина-проектировщица. Ее взяли. Но мало того, что ей дали зарплату меньше, чем мужчине на такой же должности, хотя ее квалификация была намного выше, так впоследствии еще и просто-напросто психологически выжили своим отношением - не поднимали зарплату, не прислушивались к ее предложениям. При этом коллеги понимали, что она хороший специалист, и видели в ней потенциальную угрозу". Соответственно, лишившись специалиста, руководству компании пришлось снова тратиться на поиск нового. Вообще, г-жа Гапич полагает, что причина моббинга — это всегда скрытая конкуренция: за "любовь" начальников, за клиентскую базу, за разные привилегии. "Поскольку в чистом виде моббинг — это элементарная травля из-за неприязни к человеку, например, за большие уши и конопушки, — считает она,— поэтому как таковой моббинг в отечественном бизнесе неявен, его как бы нет". Просто иногда стремление к личному психологическому комфорту (мол, я хочу, чтобы мне было комфортно и эту рожу просто не хочу видеть), превалирует над здравым смыслом. "Это так называемый комплекс лакеев, которым страдают многие наши трудящиеся и средний менеджмент. И поощряется это сверху", — говорит г-жа Гапич.

ТАНЦЫ С КОЛЛЕГАМИ

      Специалисты считают, что искоренить дедовщину на рабочем месте невозможно — такова уж природа человека. Но бороться с этим явлением стоит. Главное, выбрать правильный, согласно сложившейся ситуации, стиль поведения: компромисс, сотрудничество, сопротивление или избегание конфликтных ситуаций.
      Один знакомый рассказал корреспонденту БИЗНЕСа, что попал в компанию, где оказался неугодным многим, прежде всего тем, что ни под кого не подстраивался и отстаивал собственную точку зрения. Его начали терроризировать: депремировали, забыли дать подарки его детям на Новый год, коллеги игнорировали или откровенно посмеивались. Тогда он научился танцевать самбу. Вскоре стал стройным и подтянутым, всегда пребывал в хорошем настроении. В обеденный перерыв спокойно учил коллег основным движениям танца. Постепенно все поняли, что он живет в другой системе координат, и отстали. На ранней стадии травли можно публично продемонстрировать свою эмоциональность. "У меня после постоянного прессинга со стороны коллег просто нервы не выдержали, и я разбила телефон, — призналась менеджер по продажам одной строительной компании. — Хорошо, что ситуация находилась в самом зародыше, и такая реакция отпугнула от меня потенциальных противников. Меня стали сторониться, но обсуждать уже не пытались". Менее агрессивный способ — ведение дневника. Выглядит это примерно так: "Сегодня Аня не передала мне сообщение шефа. Улыбалась, пока он на меня орал. Вот дура!". Проанализировав записи, можно четко определить инициаторов моббинга и тех, кто благосклонно относиться к новенькому. Однако инициатива противостояния офисной инквизиции должна исходить не только от жертвы, но и руководства. Если только менеджмент целенаправленно не поддерживает моббинг (часты случаи, когда топ-менеджмент инициирует травлю на стадии реорганизации компании, когда необходимо сократить штат). Анатолий Подорожний, генеральный директор компании "БогМарк-Украина" (г.Киев; производство шприцев и игл ТМ ВоеМагК (Польша); с 1997 г.; 48 чел.), рассказал, что однажды ему пришлось разбираться в возникшем противостоянии между подчиненными, которые невзлюбили своего коллегу. "Он просто раздражал сослуживцев своей рассеянностью, которая была причиной частых ошибок. Коллеги начали насмехаться над ним, шушукаться за спиной. Дошло до того, что каждый мог безнаказанно свалить любую ошибку, любой провал на этого сотрудника, в том числе и выместить на нем свое плохое настроение. Тогда я вмешался. После бесед выяснилось, что работник просто терялся, когда его заставляли сделать что-то быстро. Ему нужно было дать несколько минут подумать в спокойной обстановке, переварить полученные инструкции, а потом уже действовать. Тогда мы объяснили, что у него всегда есть время для принятия решения. А коллегам рассказали о причине рассеянности новенького. Когда все выяснилось, насмешки и нарекания прекратились — вспоминает г-н Подорожний. Иногда имеет смысл брать шефство над новичком. Речь идет о самом настоящем наставничестве. Директор по персоналу одной компании рассказала, что сама как-то подверглась моббингу, когда перешла в новую фирму и не увидела восторга в глазах своих коллег. "Помогла подготовка к новогодним праздникам. Пришлось дергать сотрудников по разным вопросам, и они начали привыкать ко мне, — вспоминает она. — Но вот за мной пришел другой новый сотрудник. Здесь уже я начала заниматься его адаптацией: вручила "Руководство для новичка", рассказала о компании, поводила по отделам, познакомила с сотрудниками, составили с его непосредственным руководителем план работы на испытательный срок, для сотрудников подготовила информацию о новичке (его достижениях, жизненных ценностях). А вечерами за чаем спрашивала о настроении, впечатлениях, трудностях. Вроде бы приживается". В общем, какой бы стиль поведения ни был избран, это все лучше бездействия. Поскольку, как утверждает Ольга Щур, руководитель отдела консалтинга "Агентства психологии бизнеса" (г.Киев; с 1994 г.; 15 чел.), травля на рабочем месте может привести к депрессивному состоянию и психологическим расстройствам. Так что каждый руководитель должен решить, что с этим всем делать или не делать.

АМЕРИКАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Оказывается, "конторская" травля наемного работника присуща как раз для рожденных "свободным Западом" крупных транснациональных корпораций. Как рассказала корреспонденту БИЗНЕСа одна соотечественница, поработавшая в свое время в "немецком Макдональдсе", там царит ежесекундная слежка. Что бы ты ни делал, за тобой наблюдают все твои так называемые "сослуживцы", которые хотят получить "плюс" в КЛН (контрольные листы наблюдения), заполняемые менеджерами. В конце дня работнику выставляют оценку: отличников поощряют — выдают "мак-баксы". По словам девушки, ты чувствуешь себя вначале винтиком этой системы, глубоко униженным. Но потом начинаешь к этому привыкать, и обращение по номерам тебе уже кажется чем-то интимным. Но самое странное, что людей там держит эта идеология. Хочется быть лучшим винтиком и "ввинтиться" прочнее других. Внешне все демократично. Здесь все обращаются друг к другу на "ты", у начальства нет отчества и дверей в кабинетах. Руководство может запросто встать за прилавок. Менеджеры это называют "припасть к истокам". Припадают не реже, чем раз в год. "Но за этой внешней демократизацией ощущается жесткий психологический прессинг, словно сослуживцы так и ждут, когда же ты наконец проколешься. Поэтому многие не выдержaвают, впадают в депрессию, начинают курить и пр.",— рассказывала собеседница.

БогМарк для профессионалов
Производство
Сертификаты
Рынок шприцев
О компании
Продукция
Где купить
Как сделать укол
Вызвать медсестру на дом
Релакс
Контакты

Связаться с нами

Богмарк
О компании
Производство
Документация
Завод
Контакты
Продукция
Шприцы
Иглы инъекционные
Иглы для мезотерапии
Иглы для стоматологии
Иглы для ветеринарии
Где купить шприцы
Шприцы в аптеках Украины
Купить шприцы оптом
Шприцы и иглы от производителя
Как сделать укол
Сделать укол самостоятельно
Медсестра на дом
Видеоинструкции
2016 © "БогМарк Украина" Представительство завода по производству медицинских шприцев и игл (Польша, ЕС)
+38 044 502 82 18

БогМарк Украина ООО
Представительство завода Medical-Lomza Sp. z o.o. (Польша, ЕС)
04050 Украина, Киев
ул.Волошская, 23, офис 51