Почем акционное здоровьеДата публикации 04/03/2010, 12:00 Просмотров: 3680
Какие неприятности могут подстерегать нас при покупке лекарств, рассказывает генеральный директор ООО «БогМарк-Украина» Анатолий ПОДОРОЖНЫЙ.
На что «толкают» провизоров
"Комсомольская правда": Часто приходится видеть в аптеках разные рекламные листовки, фирменные часы и прочие вещи, явно подаренные производителями лекарств. Не означает ли это, что в аптеках продается не то, что нужно людям, а то, что туда тем или иным способом «заталкивают» поставщики?
Анатолий Подорожный: - Фирменные часы, календари, авторучки, блокноты и иные подарки, презентованные аптекам производителями лекарств, - все это может быть простым проявлением внимания и свидетельством профессиональных контактов.
И если такое общение продиктовано желанием производителей поделиться своей информацией о новинках фармацевтической науки и новых препаратах, предоставить результаты объективных исследований и сравнительные характеристики различных аналогов лекарств, это можно только приветствовать.
Однако, если подарки аптека получила за выполнение плана продаж «под акцию», то к этому вопросу отношение далеко не однозначное. Ведь эти акции проводятся для работников аптеки за спиной у покупателей. И для того чтобы заработать приз, провизора подталкивают предлагать пациенту не самое эффективное и не самое безопасное (с минимальным количеством примесей), а акционное лекарство.
Кроме того, чаще всего к различным акциям прибегают производители далеко не из первой сотни мировой фарминдустрии. Откройте любой номер какого-нибудь специализированного издания, и вы увидите нескончаемый поток предложений от малоизвестных заводов.
Они предлагают призы - электрочайники, косметику, туристические путевки и т.д. Для их получения аптека должна «всего лишь» заказать перечень из такого-то количества препаратов.
Доверяй, но проверяй
К.П.: - Но ведь аптеки - коммерческие организации. Как же они могут брать откровенно неходовой товар?
A.П.: - Дело в том, что покупатель в аптеке особенный. Обычно он безгранично доверяет человеку за прилавком - провизору, советуется с ним и в большинстве случаев следует полученным рекомендациям.
А в сегодняшней ситуации мы с вами не знаем, чем продиктован совет провизора: эффективностью лекарства или его личной заинтересованностью в новом «акционном» чайнике.
Ведь работники аптек - обычные люди, а акция - это искушение, и не каждый может ему противостоять.
Вообще эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня одноразовый по своей сути способ стимулирования продаж - акция - превратился в привычку, «наркотик» для аптек. То, что аптеки (даже самые лучшие) не только соглашаются на акции сомнительных производителей, но и считают подобные подарки нормой жизни - показатель того, что в отрасли не все в порядке.
А так как акции чаще всего проводят производители дешевых препаратов и медизделий (у которых одно преимущество - низкая цена), то провизор «оправдывает» продажу акционного товара экономией денег покупателя.
К.П.: - То есть налицо нарушение прав потребителей?
A.П.: - Конечно. Причем потребитель страдает дважды. Во-первых, его лишают возможности осознанного выбора, потому что провизор «толкает» выгодный ему препарат. Во-вторых, все акции в конце концов оплачивает покупатель, поскольку производители закладывают бюджет подарков в цену своей продукции. Покупатель использует неэффективное лекарство, борется с последствиями болезненного укола, а фармацевт на его же деньги получает приз. Где справедливость?
Брать взятки должно быть стыдно
К.П.:- Какие действия властей, поставщиков медикаментов и самих потребителей необходимы для того, чтобы ассортимент аптек соответствовал реальным нуждам пациентов, а не был результатом войны рекламных бюджетов?
A.П.: - Обратить внимание и покупателя, и продавца на товар можно разными способами.
Акция - лишь один из методов стимулирования сбыта. К сожалению, в той форме, как она существует на фармрынке, ее можно назвать банальной взяткой продавцу. По-моему, это не самый цивилизованный вариант продвижения продукции. Тем более, что акция проводится для продающих, и такая акция всегда кулуарна, скрыта для покупателей. Это уже само по себе некрасиво, неэтично.
Поэтому нужно создавать условия, в которых будет стыдно брать взятки от производителей. А навязывать покупателю акционный препарат будет недостойно провизора как профессионала. Причем за взятку должно быть стыдно не только провизору, но и руководителю аптеки.
С другой стороны, можно ведь проводить акции и в иных, цивилизованных формах. К примеру, снижение поставщиком закупочной цены на акционный период позволит аптеке снизить розничную цену на препарат. Это даст возможность покупателю ознакомиться с промотируемым товаром за меньшие деньги, станет ему стимулом попробовать и сделать вывод, действительно ли этот более дорогой препарат более эффективен, покупать ли его в дальнейшем. Таким образом, выиграет и покупатель, и аптека, увеличив объемы продаж в период проведения акции.
ВОПРОС РЕБРОМ
К.П.: - Как препятствовать проведению акций среди провизоров, которые являются, по сути, скрытыми взятками?
A.П.: - Этот вопрос должен быть законодательно регламентирован.
В любом случае акция не должна быть подпольна - если уж проводит ее производитель для провизоров, то покупатели должны знать, какой из препаратов акционный. К примеру, ввести обязательное обнародование в аптеке перечня препаратов, продающихся «на специальных условиях».
Может, это заставит задуматься профессионалов фармации - нужно ли ввязываться в сомнительные акции за сомнительные призы.
В фармацевтике, медицине, может быть, как ни в какой другой области, не место людям без морали. И нужно говорить открыто о том, что делать акцию за спиной пациента нельзя, это аморально. Запрещена ведь реклама лекарственных средств по телевидению - может быть, то же нужно сделать и с акциями с «подарками».
Подготовил Сергей БАРЛАС.
Опубликовано: «Комсомольская Правда в Украине» 9 октября 2007 г.
Другие статьи на эту тему:
Опубликовано 25.06.2014
Опубликовано 26.08.2009
Опубликовано 04.02.2006
Опубликовано 15.03.2011
Опубликовано 01.03.2010
|
|