Ценные таблетки. МОЗ и Минэкономики намерены регулировать цены на 77% лекарств, продаваемых в аптеках. Игроки рынка с этим не согласны

Дата публикации 17/07/2006, 12:00
Просмотров: 2417

Ценные таблетки

Текст: Ольга Андрущенко,

МОЗ и Минэкономики намерены регулировать цены на 77% лекарств, продаваемых в аптеках. Игроки рынка с этим не согласны

ЧТО ЗА ПРОЕКТ
      На этой неделе завершается общественное обсуждение проекта совместного приказа Министерства охраны здоровья (МОЗ) и Минэкономики "Об утверждении Перечня отечественных и иностранных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию". В соответствии с "регуляторным" Законом прием замечаний к проекту Госслужбой лекарственных средств и изделий медназначения при МОЗ закончился еще 15 апреля, так как документ был обнародован 15 марта. Но поскольку предприниматели, как это часто бывает, "проснулись" только сейчас, разработчики этот срок продлили. Документ, в разработке которого поучаствовали специалисты обоих ведомств, расширяет список медтоваров, цену на которые устанавливает государство, с 132 (список определен совместным приказом МОЗ и Минэкономики №480/294 от 03.12.01 г. — Ред.) до 788 международных непатентованных наименований. Замминистра охраны здоровья Валентин Снисар считает, что это позволит привести перечень "ценорегулируемых" препаратов в соответствие со списком лекарств отечественного и импортного производства, которые могут закупать предприятия и учреждения, финансируемые из государственного и местных бюджетов (список утвержден постановлением Кабмина №1071 от 05.09.96 г.). "Несоответствие в этих списках при­водит к нерациональному использованию бюджетных средств и снижению уровня доступности этих "товаров для населения", — уверен г-н Снисар. Ему вторит и начальник управления методологического и организационного обеспечения Госслужбы Константин Косяченко: "Во всем мире так — государство регулирует цены на то, что закупает. А с нашим бюджетом для медицины сам Бог велел считать деньги". Сейчас государство регулирует ценообразование на 1,4 тыс. лекарственных средств (132 оригинальных наименования), что составляет около 13% общего количества препаратов, зарегистрированных в Украине. В случае подписания приказа Минэкономики и МОЗ будут определять стоимость примерно 7,3 тыс. лекарственных средств. А это ни много ни мало 77% медпрепаратов, продаваемых через аптеки. При этом действие приказа будет распространяться на предпринимателей, продающих лекарственные средства и оптом, и в розницу. Для осуществления контроля соответствия цены и качества медицинских препаратов, как сообщил министр охраны здоровья Юрий Поляченко, уже в 2006 г. будут созданы три биолаборатории. Чиновники уверены, что противопоставить госрегулированию цен нечего. Они упирают на то, что в соответствии с постановлением Кабмина №1548 от 25.12.96 г. МОЗ (при согласовании с Минэкономики) разрешено, в случае необходимости, пересматривать перечень препаратов и вносить изменения и дополнения.

ПОСЛЕДСТВИЯ
      Операторов фармацевтического рынка аргументы чиновников не убеждают. А все потому, что они, операторы, по словам специалиста Госслужбы лекарственных средств и изделий медназначения, пожелавшего остаться неназванным, "будут показывать реальную стоимость закупок, и им придется укладываться в ограничительные наценки, а значит, снижать прибыль". Дистрибуторы же и производители заявляют, что установление предельного размера торговой наценки на значительную часть ассортимента зарегистрированной в Украине фармацевтической продукции является ошибочным и антипредпринимательским по сути. Сейчас предельная надбавка на 132 препарата устанавливается местными госадминистрациями и составляет 25-40% при розничной реализации и 10% — при оптовой. Расширение перечня, по мнению генерального директора компании "BogMark Украина" Анатолия Подорожного, "предопределяет возникновение "уравниловки", при которой единая наценка устанавливается и на сверхдорогие препараты, и на дешевые изделия (бинты, шприцы) ". Представители компании также заявляют, что под лозунгом борьбы за благосостояние населения поставщиков многих видов фармацевтической продукции ставят перед выбором: либо сокращать товарный портфель на те позиции, работа с которыми не обеспечивает необходимой рентабельности, либо переводить свою деятельность в тень, и выступают против любого вмешательства государства в процесс ценообразования.
      Впрочем, есть и оптимисты, которые считают, что расширение списка "ценорегулируемых" препаратов больших проблем для субъектов рынка не создаст. Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам фармацевтической корпорации "Артериум" и бывший заместитель Главного госинспектора Украины по контролю качества лекарственных средств, рассказал БИЗНЕСу: "Поскольку исходными данными являются отпускные цены, то у производителей и оптовиков будет возможность маневра в рамках ценового регулирования, как она была и до этого. Ко всему, не совсем понятно, насколько себя оправдало государственное регулирование цен на 132 препарата ".

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
      Предприниматели предлагают не зацикливаться на одном только списке препаратов, который, в зависимости от аппетитов МОЗ, может увеличиваться на сколько, угодно позиций. Главное, по их мнению, одновременно с госрегулированием цен на лекарства внедрить механизм возмещения стоимости лекарств пациентам со стороны государства или страховых компаний, как это сделано в европейских странах. В таком случае может устанавливаться средняя цена на препарат, и государство обязуется возместить часть этой цены — иногда это 60-70% стоимости товара. В Украине для начала можно было бы ввести систему государственного возмещения, например, на уровне 5-10%. В таком случае списки лекарств, цены на которые подлежат госрегулированию, даже могут сократиться. В Госслужбе мнения предпринимателей обещают учесть. БИЗНЕС следит за развитием ситуации

О приказе

      Константин Косяченко (34), начальник управления методологического и организационного обеспечения Государственной службы лекарственных средств и изделии медицинского назначения при МОЗ:
— Мы обязательно выслушаем все пожелания заинтересованных сторон. Возможно, в проект приказа после этого будут внесены изменения. Все зависит от того, насколько активно предприниматели будут участвовать в этом процессе, какие предложения от них будут исходить. А то все говорят: "Нам этого не нужно", но никаких конкретных предложений не формулируют. Как было, например, с приказом МОЗ №360 от 19.07.05 г. об ужесточении требований по выписке рецептов. Собрали рабочую группу, оказывается, нет никаких предложений, хороший приказ. Внесли немного изменений, но они все были не глобальными.

О дифференциации

      Анатолий Подорожный (45), генеральный директор компании "BogMark Украина" (г.Киев; представительство завода BogMark по производству шприцев, с 1992 г., около 20 чел.; объемы реализации в 2005 г. — 80 млн шприцев):
— Очевидно, что дифференциация - наценки в зависимости от товарной категории способствует коррупционным проявлениям, а это, безусловно, отрицательно повлияет на условия функционирования субъектов предпринимательства. Заработок поставщика объемных товаров медицинского назначения небольшой стоимости в пересчете на единицу товара составляет несколько копеек, а затраты на транспортировку весьма значительны (в сущности, перевозится "воздух", а затраты на горючее и другие фиксированные платежи остаются на том же уровне). Ситуация обостряется и для товаров "не широкого медицинского употребления", которые нужны фармацевтическому рынку в гораздо меньших количествах.

О вариантах

      Сергей Сур (44), директор по исследованиям и разработкам фармацевтической корпорации "Артериум" (г.Киев; в состав входят ОАО "Киевмедпрепарат" и ОАО Таличфарм"; с марта 2005 г.; 1,1 тыс.чел.; оборот в 2005 г. — 295 млн гр»1г):
— Пока у наших государственных органов основная идея — снизить цены. Логика необходимости утверждения проекта приказа понятна: если существует перечень лекарств, которые надо закупать за государственные средства, то, наверное, каким-то образом нужно регулировать цены на них. Но попытки ценового регулирования не имеют особого экономического смысла. Это возможно, например, за счет проведения тендеров, однако и здесь имеется свой предел (это уровень себестоимости), опуститься ниже которого невозможно. Более перспективной является система возмещения части стоимости препарата.


"БИЗНЕС", №18-19 от 8 мая 2006

БогМарк для профессионалов
Производство
Сертификаты
Рынок шприцев
О компании
Продукция
Где купить
Как сделать укол
Вызвать медсестру на дом
Релакс
Контакты

Связаться с нами

Богмарк
О компании
Производство
Документация
Завод
Контакты
Продукция
Шприцы
Иглы инъекционные
Иглы для мезотерапии
Иглы для стоматологии
Иглы для ветеринарии
Где купить шприцы
Шприцы в аптеках Украины
Купить шприцы оптом
Шприцы и иглы от производителя
Как сделать укол
Сделать укол самостоятельно
Медсестра на дом
Видеоинструкции
2016 © "БогМарк Украина" Представительство завода по производству медицинских шприцев и игл (Польша, ЕС)
+38 044 502 82 18

БогМарк Украина ООО
Представительство завода Medical-Lomza Sp. z o.o. (Польша, ЕС)
04050 Украина, Киев
ул.Волошская, 23, офис 51